СТАТЬЯ
"Военного обозрения".
Во всех нормальных СМИ уже отшумели страсти по отложенному проекту парка «Патриот» в Крыму, у нас вдоволь в свое время напинали Хирургу-Залдостанову за его откровенно непонятное толкание речи на Гайдаровском сходняке недовольных, а вопросы, тем не менее, остались.
Так как мы не совсем обычное СМИ и можем себе позволить не просто орать по теме и без оной, а провести спокойный и вдумчивый анализ происходящего, то представляю вам плод некоего совместного расследования всего происходящего.
Вообще, попытки понять, что все-таки происходит в Крыму (ну, кроме того, что «Крымняш»), я осуществляю уже давно. С переменным успехом. Но сегодня появился шанс в деле понимания происходящих процессов. Неоднократно уже упоминавшийся на наших страницах Мокей Русинов, два года пытающийся наладить свой бизнес в Крыму и живущий в Севастополе, принял мое предложение помочь нам разобраться в крымских делах.
Признаюсь, я был крайне удивлен тем, что такой глубоко патриотичный организм, как Мокей, был абсолютно не в курсе происходящего с «Патриотом» в Крыму. Мокей тоже был удивлен, что у них там скандалы и интриги. И с головой окунулся в расследование, результаты которого потянули на несколько статей.
Возможно, у нас получится организовать полноценный видеомост с Крымом, мы думаем над этим, а пока я в текстовом режиме передаю слово Мокею Русинову из Севастополя.
— Уважаемые читатели «Обозрения», здесь не все так однозначно, честное слово. Повторюсь, пусть я и не дочь офицера-подводника. Так получилось в результате моего погружения в тему, которая меня до этого не особенно волновала. И скажу вам честно, севастопольцев тоже.
Во время романтического блэкаута (пишу «романтического», имея в виду и любовь «братьев междлисовцев» к крымчанам, и удивительную атмосферу романтики города без электричества и Интернета для влюбленных) в каждой очереди, при каждой встрече мало-мальски знакомых людей говорили только о темах «около света». Даже во время задержаний украинских шпионов горожане обсуждали детали и делали страшные глаза. Но, черт побери, ни от одного севастопольца я не слышал ни слова о горе Гасфорте и парке «Патриот»! И я знаю, почему. Сейчас постараюсь объяснить.
Парадигмы
Для неравнодушных сограждан с материковой части России будет интересно узнать о буднях общественно-политической жизни Крыма, а в частности, Севастополя, из первых уст человека, прожившего в городе-герое два года.
В нашем городе существует две парадигмы: парадигма власти и парадигма народа. Это такие сущностные состояния, живущие параллельно и не пересекающиеся между собой. Простым языком, власть имущие отдельно, народ — отдельно.
Одним из ярких примеров политического пинг-понга во властной парадигме является шумиха вокруг митинга против действий исполнительной власти в августе 2015 г., олицетворяющего конфликт тогда еще председателя заксобрания А. Чалова и тогда еще губернатора С. Меняйло. Для успокоения взволнованных политиков в то время в Севастополь был прислан аж вице-спикер Госдумы А. Исаев. А потом и вовсе волевым властным решением С. Меняйло был разжалован в полпреды и отправлен подальше от Севастополя. Это я все к тому, что вопросы с чиновниками решаются только в рамках парадигмы власти. Никто не спрашивает у народа, чего он хочет на самом деле.
Парадигма же народа проста: жизнь народа — дело рук самого народа, власть этого не касается. Как купались севастопольцы и гости города на пляжах в бухтах, куда стекают недезинфицированные стоки из очистных сооружений, так и купаются. Экологи били тревогу. ФАС отменила результаты торгов по проектированию очистных сооружений в Севастополе. Вопрос повис в воздухе, растворившись в запахах прибрежных вод.
Народу плевать, включай админресурс!
Так вот, что касается поднятого вопроса о парке «Патриот» в рамках парадигм: во власти шум, в народе тишь. В видео, которое появится в продолжении к этой статье, будет интересный опрос в центре города с не менее интересными ответами севастопольцев. В трех словах их ответы можно сформулировать так: нам все равно.
О том, что вопрос с парком решается в парадигме власти, говорит то, что бодаются только чиновники. Одни чиновники, которые парк хотят, организуют в поддержку своей идеи общественные слушания. Другие устраивают в СМИ истерию о последствиях строительства парка, рисуя мрачные перспективы. Везде админресурс.
Это очень ярко видно в подмене понятий. Когда мнение трех человек выдают за мнение всех севастопольцев.
Смотрите сами. Слушания проводились в Доме культуры в Балаклаве. (
Рис.1, см. ниже):
Обратите внимание: Балаклава, которая хоть и рядом с Севастополем, но толком им не является, и село Орлиное. (
Рис.2, см. ниже):
Хотя в заключении о результатах слушаний уже указан г. Севастополь.
Это любопытный нюанс. Балаклава, ставшая районом Севастополя в 1957 году, находится в 15 км от города. Среди севастопольцев понятие «съездить в Балаклаву» означает посещение соседнего города, что вызывает соответствующий ответственный подход.
Короче говоря, никто из Севастополя в Балаклаву просто так не ездит. Согласно протоколу на сайте Общественной палаты, на слушания в Балаклаву приехали 226 человек. Но при этом ни один из обычных граждан там не выступил. И, как нетрудно догадаться, севастопольцы бурным потоком туда не хлынули (уверен, если бы слушания проводились в центре города, народа бы пришло больше, одних своих членов патриотические клубы привели бы толпу). Все прошло тихо, мирно в компании заинтересованных лиц.
На слушания в село Орлиное пришли 118 человек. И среди них слово взяли три обычных гражданина и студент (так эти личности обозначены в отчете общественной палаты), из которых трое поддержали строительство парка.
Вот и все: из парадигмы народа три «представителя» из четырех высказались за строительство парка. Победа лоббистов или просто удача, кому как виднее.
Но в федеральных и региональных новостях говорится о тотальной поддержке севастопольцами (!) строительства парка. Вот, например:
«Большинство севастопольцев не просто поддерживают предложенный Министерством обороны проект парка «Патриот», они его с нетерпением ждут».
Большинство! Хотя всем понятно, что при использовании такого института гражданского общества, как общественные слушания, использовать термин «большинство», по меньшей мере, некорректно. Если бы вопрос прорабатывался через референдум или телефонные опросы, тогда репрезентативность позволила бы говорить об общественном мнении.
Страсти по Гасфорте
Давайте разберемся, в чем интрига страстей по Гасфорте.
Итак, Хирург и Минобороны хотят у горы Гасфорта построить многофункциональный патриотический центр.
Байкеры, которые в данный момент занимают эту территорию, «за». Контр-адмирал, представитель ЧФ, выражающий мнение МО, «за». Патриотические клубы «за». Даже большинство из тех 344 человек (а не большинство севастопольцев), пришедших на общественные слушания по парку, тоже «за». (
Рис.3, см. ниже):
Но, как мы знаем из новостей, Минобороны и правительство Севастополя решили не размещать парк «Патриот» у горы Гасфорта, что очень расстроило Хирурга. Возникает вопрос: как такое может быть, если все заинтересованные «за»?
Поиск ответа
Начинаем искать ответ на этот трудный вопрос.
Во-первых, давайте посмотрим, кто же против. Против: А. Чалый (депутат заксобрания), О. Тимофеева (соратница А. Чалого), Е. Майко (соратница А. Чалого), О. Николаев (соратник А. Чалого). Собственно, всё, остальные представители парадигмы власти «за» или нейтральны и занимаются другими, более важными вопросами.
Во-вторых, читаем слова И. Конашенкова о том, что Минобороны не позволит «втянуть себя в дрязги» вокруг строительства в Севастополе парка «Патриот»:
"Конашенков прокомментировал ситуацию вокруг парка "Патриот" в Крыму".
В переводе на обычный язык слова генерал-майора значат следующее: вы там в Севастополе разберитесь уже и, если все уже готовы делать для людей, то Минобороны в деле, а если вы друг другу палки в колеса вставляете, мы подождем.
В-третьих, неожиданно проявился якобы собственник территории, которую используют «Ночные волки». Это Балаклавское рудоуправление. Согласно заявлению пресс-секретаря БРУ, этот участок был получен еще в 1977 в бессрочное пользование. И вообще, по данным геологоразведки, в этом районе залегают флюсовые известняки. В настоящее время Арбитражный суд Севастополя рассматривает иск БРУ к правительству города и «Ночным волкам» за возврат контроля над территорией ГОКа.
И вся эта драма разворачивается при полнейшем народном равнодушии к проблеме. Ответ на трудный вопрос напрашивается сам собой. Город Севастополь не готов к реализации по-настоящему масштабных проектов. Не готов ни морально (равнодушие граждан), ни идеологически (дрязги во власти). Именно поэтому Минобороны, не желая пятнать свой успешный имидж склоками регионального масштаба, поспешило оставить в покое спорный объект. В итоге имеем, что имеем: за три года в банке со скорпионами еще звучат шуршания и возня. В общем, приходите позже…
Вот такое объявление висит сейчас на будке КП при входе на территорию «Ночных волков» (
Рис.4, см. ниже).
Это была техническая сторона вопроса о строительстве у горы Гасфорта, в следующем, более лирическом материале я расскажу, чем знаменито это место, что из себя представляет и какую роль играло в истории России. Этакая экскурсия для понимания, чего хотели байкеры, и почему этого не хотят власти.
А там уже и можно будет подумать, на чью сторону встать…